Общепринятые системы проверки уровня знаний английского языка представляют слишком большие ступени, чтобы учащиеся практически могли регулярно отслеживать свои успехи в изучении языка. Необходимо разбить процесс изучения на гораздо большее количество шажков, по которым отслеживание успехов могло бы быть существенно легче и полезнее на практике. На данной вебстранице делается попытка такого разбиения учебного процесса на мелкие ступеньки.
Овладевание любым иностранным языком, включая английский - длительный процесс. Его можно разбить условно на несколько этапов. И, соответственно, обучение языку предполагает пошаговость. Каждому шагу, или этапу, можно приписать характеристики определенного уровня знаний.
Согласно общеприятой зарубежной практике уровни знаний английского языка определяются по системам TOEFL и/или IEPSL. И результаты прохождения имеют для прошедших соответствующие тесты определенные процессуальные последствия (разрешения и допуски для оттестированных).
Несмотря на такую общепринятость, указанные выше тесты не характеризуют в должной мере всю стадийность изучения английского языка. В действительности определить уровень своих знаний и ступень, на который находится обучаемый, может только сам обучающийся; тем более, что временной период фактической стадийности сущестенно шире, чем предполагают системы TOEFL и/или IEPSL.
Предлагаемое на данной странице деление на ступени и определение уровня знаний отличаются от того, как это делается по системам TOEFL и IEPSL.
Если правильно разбить общий процесс на мелкие шаги и детально охарактеризовать их, то для каждого из них можно дать некоторые полезные рекомендации, способствующие при изучении английского языка поднятию на следущий очередной, более продвинутый уровень. Попробуем ниже сделать это, но предварительно прокомментируем несколько представленных справа рисунков.
На верхнем рисунке проиллюстрирован идеальный случай распределения знаний по ступенькам. В действительности такой прямолинейной последовательности для всех учеников выстроить не возможно, тем более, что исходные точки в начале пути обучения у них всех разные.
Процесс обучения требует многократных повторений одного и того же материала. И может показаться, что обучающийся попадает в так называемое беличье колесо, в котором он постоянно крутится, но явных успехов не видит. На самом деле процесс получения знаний напоминает движение по спирали. Каждый виток повторений поднимает учащегося на новую ступень знаний.
При этом пополняемый им багаж знаний можно проиллюстрировать паровозиком, вагончики которого разные, и груз на них тоже разный. Весь этот багаж пригодится в пути познаний. И тут есть парадоксальный эффект, представленная физическая аналгия не работает. При обучении дело обстоит так, что, чем больший по объему груз знаний будет набран, тем легче последующее движение и эффективнее последующее обучение.
Однако процесс дробления знаний "на вагончики" неизбежен. Нельзя, например, досконально изучить какую-либо одну тему, поскольку её полное изучение требует обязательного прогресса в изучении других тем. Изучение каждой темы - это движение по своей спирали. Другими словами, процесс обучения нужно начинать сразу по нескольким взаимосвязанным направлениям. И продвижение по каждому из них будет способствовать процессу прогрессу продвижения по другим направлениям. Так что, представленные иллюстрации отражают действительность весьма схематично. Рекомендуемые направления движения в изучении английского языка и пояснения к ним в данном самоучителе отражены на странице ПОЯСНЕНИЯ К СТРАНИЦАМ НАПРАВЛЕНИЙ.
Изучение слов связанными парами или определенными обособленными группами легче для запоминания, чем поодиночке. Способов установления связей между изучаемыми словами может быть очень много. Перечислим их ниже:
Изучение слов в контексте тоже способствует их лучшему запоминанию. И, кроме того, полнее проявляет их смысл и отражает общеупотребительную сочетаемость слов друг с другом.
Особые случаи сочетаемости слов проявляются в виде терминов и фразеологизмов (идиом).
Конкретные существительные легче запоминаются при их изображениях на картинках.
Существенному закреплению в памяти слов и грамматических конструкций способствуют песни на английском языке.
На нескольких первых ступенях изучения языка хорошо работает правило Парето 20%/80%, суть которого в данном случае состоит в том, что запоминание даже небольшого количества наиболее употребительных слов со сравнительном малыми усилиями, может покрыть потребность в языковом общении по широким тематическим областям. Достижение прогресса на шагах продвинутых уровней знаний уже будет требовать гораздо больших усилий, на которые отважится далеко не каждый.
Первый важный вывод: необходимо знать лексику английского языка. Чем больше вы будите знать слов, тем понятнее станет речь. Даже не улавливая грамматических связей между словами, вам с ростом лексического багажа будет становиться всё более понятно, о чём идёт речь. И, включив свою логику мышления, вы несомненно достаточно точно уловите смысл. И над освоением лексики вам нужно работать всегда, то есть на всех ступенях своего обучения. Ограничений на количество освоенных слов быть не должно.